О происхождении термина Мезоамерика


Что скрывается под термином Мезоамерика? Как географические характеристики местности влияют на организацию общества и хозяйственный уклад? Какими особенностями обладала религия народов Мезоамерики? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Дмитрий Беляев для сайта ПостНаука.

“Мезоамерика является культурным и историческим единством. Этот термин обозначает большой историко-культурный регион, который объединяет значительную часть территории современной Мексики, современную Гватемалу, современный Белиз (бывший британский Гондурас), а также такие небольшие страны, как Сальвадор, Гондурас и часть территории Никарагуа. Это понятие на самом деле одно из самых интересных, потому что это искусственный термин, который был придуман одним человеком, но который приобрел такую широкую популярность, и в настоящее время все его используют. Это абсолютно искусственное произведение. В 1943 году немецкий историк и антрополог Пауль Кирхгофф, который был коммунистом и сбежал из нацистской Германии в Мексику и там стал одним из основателей мексиканской антропологии, написал статью, в которой предложил вместо Мексики и Центральной Америки или вместо термина Средняя Америка использовать слово, которое он сам придумал, — Мезоамерика. Мезоамерика — это не географическое единство, для Кирхгоффа это было в первую очередь единство культурное.

Проблема, касающаяся того, что делать с водой, всегда вставала перед мезоамериканскими народами.

Мезоамерика — это область и цивилизация, которая внутри разнообразна и по физическим, и по географическим характеристикам. В Мезоамерике сочетаются как территории горные, где большое количество горных массивов разного размера, горных долин, так и зоны равнинные, которые поросли тропическим или субтропическим лесом. В целом Мезоамерику можно разделить на две части: горную и равнинную. Несмотря на то, что это одна цивилизация, есть хозяйственные особенности и особенности организации общества в горах и на равнинах. Прежде всего это связано со структурой городов. Города в горной Мезоамерике, как правило, более сконцентрированы, потому что места мало. Города в равнинной Мезоамерике рассеяны. Они всегда больше по площади, это городские агломерации. Но в то же время это поселение, хозяйственно, экономически, политически, административно представляющее собой единое целое. В горной Мезоамерике всегда были проблемы с водой. Поэтому там гораздо большую роль играет ирригация — искусственное орошение — и различного рода системы, связанные с хранением воды. В Мезоамерике равнинной с водой не такие проблемы: там выпадает большое количество осадков, там текут реки, существует большое количество озер. В связи с этим в равнинной Мезоамерике проблемой часто было не орошение, а осушение. Там мы встречаем интересные системы, связанные с мелиорацией, с отведением воды, например, чтобы болотистая почва превратилась в более сухую.

Мезоамерика — это не географическое единство, для Кирхгоффа это было в первую очередь единство культурное.

Как всякое высокоразвитое общество, как всякое сложное общество со сложной экономикой, оно базировалось прежде всего на земледелии. Поэтому проблема, касающаяся того, что делать с водой, всегда вставала перед мезоамериканскими народами. Из-за этого в мезоамериканской религии важную роль играют божества воды, дождя. Божества дождя есть во всем мире, но в Мезоамерике их как-то слишком много. В каждом пантеоне присутствует несколько божеств, связанных с дождем и водой. Например, в ацтекском пантеоне есть божества, связанные с соленой водой, связанные с текущей водой и со спокойной водой, стоячей. Мезоамерика формируется на едином архаическом субстрате. Но в то же время между разными культурами Мезоамерики постоянно были контакты, и это привело к тому, что религиозные воззрения, пантеон имеют много общих черт.”

ТУР В МЕЗОАМЕРИКУ: МЕКСИКА, ГВАТЕМАЛА И ГОНДУРАС

13 ДНЕЙ / 12 НОЧЕЙ. СТАРТ 31 ОКТЯБРЯ